Образовательные тренды в 2025 году
07 января 2025Интеграция искусственного интеллекта в образовательные процессы
Об этом много было сказано в прошедшем году, тема остаётся горячей и в 2025.
ИИ уже используется для персонализации обучения, но в следующем году это станет стандартом. Для работы со слушателями появятся новые инструменты, но и «старый добрый» ChatGPT будет совершенствоваться, становиться более «понятливым» и способным выполнять индивидуальные запросы преподавателей на новом уровне.
Примеры:
- · Системы адаптивного обучения будут анализировать, с какими темами студенту сложнее справляться, и автоматически подбирать дополнительные материалы.
- · ИИ-платформы станут предлагать индивидуальные маршруты обучения на основе профессиональных целей и текущего уровня знаний.
- · Чат-боты будут круглосуточно поддерживать студентов, помогая с заданиями и отвечая на вопросы.
Расширение применения виртуальной и дополненной реальности (VR/AR)
Технологии VR и AR позволят создавать иммерсивные образовательные среды, которые сделают обучение более наглядным и интересным. Они помогут решить проблему дистанционных программ и онлайн-формата обучения профессиям, которые невозможно освоить без реальной практики.
Примеры:
- · В строительных профессиях VR будет использоваться для симуляции управления тяжёлой техникой.
- · В медицине AR поможет детально изучать анатомию на виртуальных моделях, взаимодействуя с ними в реальном времени.
- · На курсах маркетинга VR создаст сценарии переговоров или презентаций, погружая слушателей в реалистичную среду.
Развитие педагогики бесконфликтности
Современные преподаватели и наставники учатся не только передавать знания, но и управлять эмоциональной атмосферой в группах. Тема развития эмоционального интеллекта остаётся актуальной и внутри программ, и в качестве ориентира в процессе коммуникации между всеми участниками образовательного процесса.
Примеры:
- · Использование методик ненасильственного общения для решения конфликтов между обучающимися.
- · Внедрение практик групповой рефлексии, где студенты обсуждают свои чувства и переживания после занятий.
- · Проведение тренингов для преподавателей, как минимизировать стресс и поддерживать мотивацию учеников.
Обучение через диалог с ИИ
Интерактивное взаимодействие с ИИ станет новым стандартом образовательных программ. В отличие от первого пункта, в данном случае ИИ становится «ассистентом преподавателя».
Примеры:
- · Студенты смогут обсуждать учебные темы с ИИ, который будет подстраивать уровень сложности ответов под их знания.
- · Курсы для программистов будут включать разработку и обучение диалоговых моделей, таких как чат-боты.
- · ИИ начнёт играть роль виртуального наставника, проводя «разговорные» тесты и помогая отработать знания на практике.
Усиление климатического образования
В российском общественном дискурсе вообще и в образовательной среде в частности эта тема пока не считается первостепенной. Проблемные точки, разрывы и вызовы в экономике — на производстве, на рынке труда — заставляют держать фокус на более горячих темах. Но и к экологии мы рано или поздно придём. И тот самый ответ на глобальные экологические вызовы искать тоже придётся. А он, в первую очередь, связан с внедрением в образовательные программы тем, связанных с устойчивым развитием. Можно начинать уже сегодня.
Примеры:
- · Курсы для инженеров будут включать изучение экологически чистых материалов и технологий.
- · В бизнес-образовании появятся модули по устойчивому менеджменту, где обучают минимизировать углеродный след компании.
- · Программы для аграриев будут акцентировать внимание на органическом земледелии и снижении использования пестицидов.
Рост популярности микроквалификаций
Микроквалификации дают возможность быстро осваивать узкоспециализированные навыки. Дело остаётся за малым — интегрировать их в существующую систему. Продолжим поиск вариантов в 2025.
Примеры:
- · Курсы длительностью 1–2 месяца для изучения основ аналитики данных или работы с CRM-системами.
- · Сертификационные программы для изучения одного конкретного инструмента, например, Яндекс.Директ и RuTarget.
- · Быстрые онлайн-курсы по развитию soft skills: управления стрессом, ведения переговоров.
Гибридные модели обучения
Сочетание онлайн и офлайн форматов стало нормой, особенно для взрослой аудитории. Продолжится поиск новых подходов к тому, какой баланс наиболее подходит для достижения конкретных образовательных результатов.
Примеры:
- · Модульное обучение, где часть курсов студенты могут проходить самостоятельно, а часть — с преподавателем.
- · Использование виртуальных лабораторий для практических занятий, доступных через онлайн-платформы.
Фокус на развитии мягких навыков (soft skills)
В современном мире коммуникативные и адаптивные навыки становятся всё более востребованными. Это происходит уже на протяжении лет десяти. И если раньше «софты» ассоциировались с пулом «коммуникативных» профессий (менеджеры, риэлторы, преподаватели, журналисты, PR-специалисты и т.п.), то сегодня конкурентное преимущество на рынке труда в любой нише принадлежит людям, способным выстраивать эффективные социальные связи с коллегами, руководством, работодателем, клиентами, заказчиками.
Примеры:
- · Тренинги по эмоциональному интеллекту, где обучают управлять эмоциями и строить эффективные коммуникации с разными аудиториями.
- · Курсы по публичным выступлениям и сторителлингу, которые помогают стать уверенным спикером.
- · Мастер-классы по тайм-менеджменту, обучающие эффективно планировать рабочее и личное время.
Акцент на кибербезопасности
С развитием цифровизации растёт потребность в защите данных и информации. Речь идёт и о персональном информационном следе, и о корпоративной безопасности. И первое, и второе сегодня — в зоне ответственности каждого сотрудника.
Примеры:
- · Курсы для IT-специалистов по настройке систем безопасности и защите корпоративных сетей.
- · Обучение сотрудников компаний основам безопасности: как не стать жертвой фишинга, защитить свои пароли.
- · Программы по управлению рисками в киберпространстве для руководителей.
Внедрение умных учебников
Интерактивные учебные материалы помогут сделать обучение более доступным и эффективным. А создавать такие материалы сможет при помощи ИИ каждый преподаватель.
Примеры:
- · Учебники с встроенными тестами, которые адаптируются к успехам слушателя и предлагают дополнительные задания.
- · Электронные книги с функцией «умных» заметок, которые помогают фиксировать ключевые моменты и автоматически создают конспекты.
- · Видеоуроки с мгновенной обратной связью и рекомендациями по дополнительным материалам.
Источник публикации: news.tsu.ru